Гипотеза Лепина и интерес исследования Гейнсгеймера
Гипотеза Лепина не нашла подтверждения в целом ряде работ позднейших авторов (Артюс, Минковский, Зееген, Краус, Шпицер и мн. др.). Вольгемут сообщил, что количество диастазы крови, значительно возрастающее после перевязки обоих выводных протоков и иногда после частичной экстирпации поджелудочной железы, после полного ее удаления иногда заметно уменьшается. Уменьшение это, однако, наблюдается далеко не постоянно. Гликолитическая способность крови во всяком случае сама по себе далеко не достаточна для разрушения больших количеств сахара, обычно потребляемых организмом.
[[MORE]]Таковы факты, в настоящее время признанные всеми. Способность эта обусловливается, по Лепину, присутствием в крови разрушающего сахар гликолитического фермента, который и представляет продукт внутренней секреторной деятельности поджелудочной железы.
Учение Лепина нашло себе новое выражение в опытах Конгейма, подтвержденных и другими исследователями (Арнгейм и Розенбаум, Р. Гирш, Мейер и др.)- Конгейм показал, что выжатый из мышц сок лишь в смеси с выжатым соком поджелудочной железы обнаруживает гликолитические свойства. Таким образом, согласно данным Конгейма, продуктом внутренней секреции поджелудочной железы является киназа, активирующая гликолитический фермент мышц и, быть может, других органов и тканей. Позже Конгеймом была подвергнута сомнению ферментная природа этого активирующего вещества, растворимого в спирте и воде и не разрушающегося при кипячении.
В связи с этими данными представляют несомненный интерес исследования Гейнсгеймера, Мора и особенно Зео, произведенные в лаборатории Минковского. Эти исследования показали, что, если у животных панкреатическая гликозурия вызвана была неполным удалением поджелудочной железы, количество сахара в моче под влиянием мышечной работы значительно уменьшалось.